Авторизация

Логин
Пароль

Регистрация| Забыли пароль?

Трудоустройство

Все персоналии

Положение о НИРС

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее положение разработано на основе Федерального закона (ФЗ) «Об образовании» (в редакции ФЗ от 13.01.96 № 12-ФЗ), Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ( от 22.08.96 № 125- ФЗ), Федерального закона «О науке и научно-технической политике» (от 23.08.96, № 127-ФЗ с последующими изменениями), Устава института, действующих нор­мативных документов по науке и научной деятельности и определяет порядок ор­ганизации всех видов научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в Северо-Кавказском гуманитарном институте (СКГИ).
1.2 Действие настоящего положения распространяется на научные подраз­деления, создаваемые при институте и кафедрах.
1.3 Требования настоящего положения являются обязательными для выполнения всеми работниками института, участвующими в организации НИРС, после его принятия Ученым советом института и утверждения приказом реактора.
1.4 Иные нормативные документы (приказы, распоряжения) по организации НИРС, издаваемые в институте, должны быть согласованы с требованиями на­стоящего положения и направлены на их конкретизацию.
1.5 Внесение изменений в настоящее положение осуществляется приказом ректора после предварительного обсуждения на Ученом совете института.
 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1 Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творче­ски применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
2.2 Привлечение студентов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач народного хо­зяйства и культуры страны.
2.3 Основные задачи научно-исследовательской работы студентов:
  • овладение студентами научным методом познания и на его основе уг­лубленное и творческое освоение учебного материала;
  • овладение методикой и средствами самостоятельного решения научных и технических задач;
  • приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с
  • методами организации научной работы;
  • непосредственное участие в решении научных и технических задач на­родного хозяйства.

3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1 НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и ор­ганизуется непосредственно на кафедрах.
Базой организации НИРС являются научно-исследовательские работы, вы­полняемые профессорско-преподавательским составом кафедры. Содержание НИРС должно соответствовать профилю кафедры.
3.2 Участвующими в НИРС считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области социально-общественных, гумани­тарных, естественных, специальных и технических наук.
3.3 НИРС подразделяются на:
  • учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) – работу, включае­мую в учебный процесс;
  • собственно НИРС – работу, выполняемую во внеучебное время.
3.4   Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс (УНИРС), осуществляется в следующих формах:
  • выполнение лабораторных работ, домашних работ, курсовых и дипломных проектов, содержащих элементы научных исследований;
  • введение элементов научного поиска в практические и семинарские за­нятия;
  • выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского
  • характера в период производственной и преддипломной практик;
  • ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведе­ния научного эксперимента и обработки полученных данных;
  • участие в работе студенческих научных семинаров.
  • УНИРС осуществляется в соответствии с положением об УНИРСе.
3.5 НИРС, организуемая во внеучебное время, включает следующие фор­мы:
  • участие в работе студенческих научных кружков;
  • участие в работе проблемных научных групп на профилирующих (выпускающих) кафедрах;
  • участие в выполнении хоздоговорной тематики кафедры;
  • перевод технических текстов с иностранного языка по заявкам кафедр;
  • лекторская работа по распространению знаний в области науки, техники и культуры.
3.6 На кафедрах УНИРС включается в семинарские занятия. Студенты го­товят рефераты, с которыми выступают на семинарских занятиях. Лучшие рефе­раты заслушиваются на научных семинарах кафедры и рекомендуются на конкурсы, конференции, в печать, а также могут быть использованы в качестве пособий в методических кабинетах, при чтении лекций или проведении бесед.
3.7 На профилирующих (выпускающих) кафедрах работают специальные,
постоянно действующие студенческие научные семинары, на которых обсужда­ются тематика, ход выполнения и результаты научных работ студентов.
3.8 На студенческих научных семинарах заслушиваются и обсуждаются:
  • аналитические обзоры литературных источников по теме исследования;
  • результаты       выполнения       индивидуальных       заданий       научно-исследовательского характера в период прохождения производственных и преддипломных практик;
  • планы и методики проведения исследований по отдельным темам;
  • предварительные результаты исследований;
  • результаты законченных студенческих научно-исследовательских работ;
  • результаты выполнения отдельных заданий по НИР, связанных с хоздо­говорной тематикой кафедр.
З.9 УНИРС, включаемая в лабораторные и практические занятия, включа­ет:
  • постановку и модернизацию лабораторных работ;
  • выполнение лабораторных работ с элементами исследования;
3.10 УНИРС в период прохождения производственных и преддипломных практик включает:
  • исследование характеристик работы отдельных установок, аппаратов и параметров технологических процессов;
  • участие во внедрении в производство научных разработок кафедры;
  • изобретательскую деятельность;
  • участие в выполнении конструкторских разработок и их внедрении.
3.11 УНИРС при курсовом и дипломном проектировании включает выпол­нение проектов и работ:
  • являющихся результатами законченных исследований,   выполненных студентом или группой студентов в период обучения в институте;
  • содержащих отдельные разделы исследовательского характера;
  • связанные с хоздоговорной и госбюджетной тематикой кафедры;
  • рекомендованные ГАК к внедрению в производство;
  • выполняемые по заявкам учреждений и производственных организаций;
3.12 Прогрессивными формами НИРС являются:
  • студенческие творческие группы (отряды), работа которых организуется в летний период или период производственных практик и направлена на оказание помощи учреждениям и организациям;
  • творческие группы по внедрению в производство результатов курсового и дипломного проектирования (на выпускающих кафедрах);
  • межкафедральные студенческие научные кружки и группы.
3.13 Формы и методы НИРС зависят от уровня подготовки студентов. На
младших курсах преобладают такие формы НИРС как написание рефератов, вы­полнение расчетных работ, перевод литературы и др. На старших курсах – реаальное курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабо­раторных работ, участие студентов в подготовке и проведении научных экспери­ментов, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И РУКОВОДСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

4.1 Методическое обеспечение НИРС
4.1.1 НИРС проводится в соответствии с планом НИРС института на весь период обучения, в плане содержатся мероприятия по планированию и организа­ции НИРС, проводятся организационно-массовые и научно-технические меро­приятия, организация НИРС по курсам.
4.1.2 Опорный методический центр по организации НИРС – выпускающая
кафедра. Выпускающая кафедра по согласованию с другими кафедрами составля­ет программу проведения НИРС по соответствующей специальности на весь пе­риод обучения и методические указания по УНИРС. В этой программе приводят­ся рабочий учебный план по НИРС и излагается примерное содержание УНИРС по всем видам учебной работы.
 
4.1.3 На основании программы проведения НИРС по специальности кафедры составляют методические указания по про­ведению УНИРС по отдельным дисциплинам.
4.1.4 Методические материалы по УНИРС, разрабатываемые выпускающей кафедрой, включают:
  • методические указания по организации НИРС соответствующей специ­альности;
  • методические указания по выполнению лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), домашних заданий с элементами научно-исследовательского характера;
  • методические      указания      по      выполнению      заданий      научно-исследовательского характера в период производственной и предди­пломной практик;
4.1.5 Основными методическими разработками по УНИРС на кафедрах яв­ляются методические указания по выполнению лабораторных работ, домашних заданий и курсовых проектов (работ) с элементами научных исследований; мето­дические указания по подготовке рефератов.
4.1.6 Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую до­кументацию по организации НИРС в учебном процессе:
  • тематику индивидуальных заданий;
  • распределение студентов для проведения НИРС среди преподавателей кафедры;
  • наименование студенческих научных семинаров и список их руководителей;
  • планы работы студенческих научных руководителей;
  • тематику курсовых и дипломных проектов и работ с элементами науч­ных исследований;
  • перечень лабораторных работ с элементами научных исследований;
  • тематику домашних заданий научно-исследовательского характера;
  • тематику индивидуальных заданий по НИРС на период производственных и преддипломных практик.
4.1.7 На кафедрах разрабатывается и утверждается следующая документа­ция по НИРС:
  • перечень лабораторных работ с элементами научных исследований;
  • тематика домашних заданий научно-исследовательского характера;
  • тематика курсовых проектов (работ) научно-исследовательского харак­тера;
  • тематика рефератов;
  • наименование студенческих научных кружков и список их руководите­лей;
  • планы работы студенческих научных кружков.
4.2 Организация и проведение НИРС
4.2.1 Включение элементов творчества в отдельные лабораторные работы – наиболее распространенная форма НИРС. При выполнении таких работ студент должен:
  • научиться составлять план;
  • научиться выбирать методику исследований;
  • научиться составлять научный отчет.
По каждому заданию кафедра готовит необходимые методические указания по его выполнению.
4.2.2 НИРС при выполнении домашних заданий по вопросам, которые не имеют стандартных методик решения. При этом задания должны выдаваться с учетом предварительного изучения бюджета времени для выполнения самостоя­тельной работы.
4.2.3 В период прохождения производственных и преддипломных практик кафедра   должна   обеспечить   выдачу   каждому   студенту   за 2-3 недели до практики специального задания исследовательского характера.
Тематика заданий должна составляться заранее при заключении договоров с предприятиями о прохождении практики студентами. В такой договор целесооб­разно включить отдельным пунктом обязательство предприятия о предоставле­нии перечня вопросов для индивидуальных заданий.
4.2.4 Кроме индивидуальных заданий на практику на профилирующих ка­федрах целесообразно создавать творческие группы на период производственных практик (на данном предприятии). Работа группы возглавляется научными руко­водителями – работниками института и предприятия. Они составляют совместную программу – задание группе и контролируют ее выполнение.
4.2.5 Результаты научных исследований студентов должны находить отра­жение при выполнении курсовых и дипломных проектов (работ) с элементами научных исследований. Особо следует практиковать выполнение курсовых и дипломных проектов (работ) по заявкам предприятий (в том числе и   коммерческих), что позволит:
  • обучать студентов навыкам НИР на конкретных примерах;
  • рационально использовать творческие способности студентов при ре­шении народно-хозяйственных задач.
  • Реальность дипломных работ (проектов) должна быть обязательно под­тверждена ГАК при их защите.
4.3   Организация работы студенческих научных кружков
4.3.1 Студенческий научный кружок – основная структурная единица организации НИРС на кафедре. Организация работы в таком кружке предусматривает проведение исследований по проблемной теме. Привлечение студентов в научные кружки проводится работниками инсти­тута на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах.
4.3.2 До начала учебного года кафедрой разрабатывается и вывешивается на доске объявлений кафедры примерная тематика студенческих научных работ. Тема научной работы определяется руководителем кружка с учетом пожеланий студента. Выбранная тема должна быть актуальной, конкретной, узкой и доступ­ной к исполнению, чтобы можно было закончить ее за 1-2 года (за период обуче­ния на кафедрах).
4.3.3 На первом заседании научного кружка избирается староста и секре­тарь, которые осуществляют организационную работу по проведению заседаний кружка, контроль за работой студентов и ведение документации.
4.3.4 Задача руководителя кружка – педагогически правильное распределе­ние работы. Техническая работа студентов при выполнении исследований обяза­тельно должна сочетаться с познавательной.
4.3.5 Работа студентов строится на выполнении заданий научного руководителя в соответствии с планом работы кружка, рассмотренным и утвержденным на заседании кафедры. Члены кружка обязаны выполнять задания в сроки, установленные научным руководителем, и по результатам работы периодически де­лать сообщения или доклады на заседаниях кружка.
4.3.6 Заседания кружка должны проводиться не менее двух раз в месяц. Учет работы кружков ведут их руководители в специальных журналах, которые хранятся на кафедрах. Журнал работы кружка содержит:
  • список членов кружка;
  • наименование темы, объем работы;
  • календарный план работы кружка с указанием темы исследования, сроков ее выполнения и полученных результатов;
  • учет посещаемости занятий кружка;
  • протоколы заседаний кружка;
  • сводный отчет о работе за учебный год, включающий сведения о составе
  • кружка, о проведенных заседаниях, докладах студентов на конференциях, об участии в конкурсах и выставках студенческих научных работ, публикациях, о вне­дрении результатов работ в производство или в учебный процесс.
4.3.7 Итогом работы   студента в кружке является научный доклад, Представленный на конференцию или работа, оформленная на конкурс.
4.4  Организация работы проблемных групп
4.4.1 Проблемные группы объединяют студентов, участвующих в научно-
исследовательской работе на кафедрах.
4.4.2 Проблемные научные студенческие группы представляют собой фор­мы организации научно-исследовательской деятельности студентов, дополняющие учебный процесс и являющиеся составной частью нагрузки преподавателя
второй половины дня.
4.4.3 Цель создания проблемных научных групп – развитие научно-
познавательных и исследовательских интересов студентов, реализация научно-
исследовательского потенциала профессорско-преподавательского состава; реше­ние ряда теоретических и прикладных задач в области образования, экономики, права, психологии, педагогики, лингвистики, философии и др.
4.4.4 Работа проблемных научных групп строится на основе основных на­правлений научной деятельности кафедр под руководством преподавателей-специалистов высокой квалификации в соот­ветствующей области знания.
4.4.5 Проблемные научные группы создаются и осуществляют свою работу
на основании решения кафедры, которая в дальнейшем контролирует их деятель­ность.
4.4.6 Кафедрой до начала учебного года разрабатывается перечень студен­ческих научных работ, который доводится до сведения студентов. Студентам
предоставляется право самостоятельного выбора темы научной работы. Она
должна быть достаточно широкой для возможности проявления студентом самостоятельного творчества.
4.4.7 Темы НИРС утверждаются на заседании кафедры. Студент получает
задание на научно-исследовательскую работу, подписанное научным руководите­лем и утвержденное заведующим кафедрой. Задание составляется на весь период обучения студента на профилирующей кафедре в 3-х экземплярах: один – для ка­федры, один – у руководителя, один – у студента.
4.4.8 В задании указывается: тема исследования, исходные данные и мате­риалы к работе, содержание аналитических и экспериментальных исследований, основные этапы работы по семестрам, объем и сроки выполнения, место работы, рекомендуемая литература, срок представ­ления доклада на семинаре, срок представления отчета.
4.4.9 Проблемные научные группы студентов получают право на существо­вание, если их деятельность регламентирована научно-исследовательской про­граммой, а количество участников составляет от 5 до 15 человек.
4.4.10 На одного руководителя может приходиться до 5 студентов. Формы
организации труда студентов в проблемной группе – индивидуальные и индиви­дуально-групповые. Каждый член проблемной группы имеет конкретное индиви­дуальное задание.
4.4.11 В проблемные научные группы могут входить студенты разных курсов и специальностей, проявляющие интерес к соответствующей научной про­блеме или отрасли знания.
4.4.12 Каждый студент должен вести специальный журнал, в котором содержатся все записи, связанные с решением поставленной задачи, а также регист­рируется ход выполнения работы. Журнал периодически проверяется и подписы­вается научным руководителем.
4.4.13 Основным видом деятельности проблемных научных групп студен­тов является научно-практическая деятельность, связанная с разработкой про­граммы и инструментария исследования, получением консультаций у ведущих специалистов и руководителя группы, проведением рабочих дискуссий, сбором информации, составлением аналитических справок, подготовкой и публикацией статей, участием в научно-практических конференциях, круглых столах, научных дискуссиях, конкурсах.
4.4.14 Деятельность проблемных научных групп студентов может быть на­правлена на изучение комплексных проблем, носящих экономико-юридический, социально-экономический, психолого-юридический, психолого-педагогический характер, а также отражать тематику и ориентиро­ваться на научные проблемы, решаемые профессорско-преподавательским соста­вом института. Студенты также могут участвовать в разработке конкретных на­учных тем, закрепленных за институтом на региональном, федеральном и международном уровнях.
4.4.15 Аудитории для работы проблемных групп выделяются по представлению кафедр.
4.4.16 Поощрение результативно работающих руководителей проблемных
научных студенческих групп производится по представлению заведующих кафедр.
4.4.17 Деятельность проблемных научных студенческих групп прекращает­ся при выполнении программы работы.
4.4.18 Проблемные научные группы студентов создаются на добровольной основе и имеют право самостоятельно вырабатывать основополагающие принци­пы деятельности.
4.4.19 Студенты имеют право одновременно являться членами нескольких проблемных групп, независимо от курса и специальности; вносить предложения по организации научной деятельности студентов руководителю группы, а также администрации института.
4.4.20 Руководители проблемных научных студенческих групп:
  • координируют деятельность проблемных научных студенческих групп с другими структурными подразделениями института;
  • создают условия для саморазвития, самовыражения и самоутверждения
  • начинающих исследователей, способствуют их активному участию в научно-исследовательской деятельности института;
  • привлекают студентов к участию в конференциях, дискуссиях, конкурсах, олимпиадах;
  • оказывают помощь студентам в подготовке к изданию статей, тезисов, докладов по результатам исследования;
  • стимулируют развитие научно-исследовательских интересов студентов;
  • выходят с предложениями о поощрении наиболее активных участников группы;
  • представляют отчет кафедре о работе научных проблемных групп студентов;
  • вносят предложения руководству, направленные на улучшение организа­ции научно-исследовательской работы студентов. Предлагают варианты устране­ния недостатков в ней.
4.5 Организация предметных олимпиад
4.5.1 Предметные олимпиады (ПО) представляют собой соревнования сту­дентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в рамках учебного плана института.
Их проведение направлено на повышение качества подготовки будущих специалистов, выявление и развитие их творческих способностей, а также на формирование кадрового потенциала для исследовательской и научно-педагогической деятельности.
4.5.2 Предметные олимпиады проводятся по гуманитарным, социально-экономическим, математическим, естественнонаучным, общепрофессиональным
и специальным дисциплинам в соответствии с государственными образователь­ными стандартами и учебными планами института.
4.5.3 В ПО участвуют студенты, изучающие соответствующие дисциплины
в текущем учебном году или закончившие их изучение в прошедшем году.
4.5.4 Предметные олимпиады могут проводиться в учебных группах (на­чальный этап), на кафедрах и по институту в целом. Цель начального этапа – отбор студентов для участия в следующих этапах ПО. В учебных группах ПО проводятся преподавателями, ведущими соответствующие учебные дисциплины.
4.5.5 Предметные олимпиады проводятся в институте по представлениям заведующих кафедрами. На основании представлений ректором издается приказ, в котором оговариваются: состав оргкомитетов и сроки проведения олимпиад.
4.5.6 Оргкомитеты по проведению ПО образуются из числа преподавателей
по предмету олимпиады под председательством заведующего соответствующей кафедрой.
Оргкомитеты определяют:
  • время и формы проведения ПО;
  • количество и содержание заданий;
  • критерии оценки заданий;
  • сроки проверки заданий;
  • даты оглашения результатов;
  • систему поощрений участников ПО.
4.5.7 Задания составляются по дисциплинам, представленным в государст­венных образовательных стандартах и учебных планах института. Их содержание должно быть направлено на раскрытие глубины теоретических знаний студентов, их умения работать с научной литературой, а также на выявление уровня само­стоятельности мышления, широты кругозора, способности применять теоретиче­ские знания, практические умения и навыки для решения конкретных задач.
По решению оргкомитетов допускается включение в состав заданий тестов, творческих задач, игровых ситуаций. Трудоемкость выполнения заданий не должна превышать четырех астрономических часов.
4.5.8 Результаты выполнения студентами-участниками ПО заданий оцени­ваются в баллах в соответствии с критериями, установленными оргкомитетами.
При определении победителей, призеров и отличившихся участников ПО предпочтение отдается работам, в которых проявились оригинальность мышления и творческий подход к раскрытию темы. Оценивается не только правильный ре­зультат, но и умение выбрать наиболее эффективные пути решения поставленных задач.
4.5.9 По итогам проведения ПО председатели оргкомитетов представляют
соответствующие отчеты проректору по научной работе.
4.5.10Победители, призеры и отличившие студенты-участники ПО награ­ждаются дипломами, грамотами оргкомитетов и по представлениям председате­лей оргкомитетов премируются ректором ценными подарками.
4.5.11По рекомендации оргкомитетов и решению соответствующих кафедр возможно поощрение победителей ПО в рамках образовательного процесса по дисциплине.
4.5.12 Научные руководители студентов-победителей и призеров ПО, чле­ны оргкомитетов и предметных комиссий могут быть поощрены приказом ректо­ра по представлению председателей оргкомитетов.
4.6 Руководство НИРС
4.6.1 Руководство органом, координирующим все институтские подразде­ления по организации и ведению НИРС, является Совет по НИРС института.
4.6.2 Основными целями и задачами Совета являются:
  • содействие повышению качества профессиональной подготовки мо­лодых специалистов, созданию условий формирования творческой активно­сти, самостоятельности студентов института в их научной работе;
  • выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие
  • раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования;
  • развитие и повышение качества научных исследований и разработок,
  • выполняемых студентами во внеучебное время в научных подразделениях института;
  • координация и руководство всеми формами научно-иследовательской работы студентов института;
  • расширение научного сотрудничества между вузами.
4.6.3 Совет по НИРС института возглавляется проректором по научной ра­боте. Сформированный, поименный состав Совета утверждается приказом ректора по институту. Формирование Совета производится один раз в году.
4.6.4 Формирование Совета производится один раз в году.
4.6.5 В своей деятельности Совет руководствуется приказами ректора.
4.6.6 В период своей деятельности Совет по научно-исследовательской ра­боте студентов организует:
  • проведение конкурса на лучшую студенческую научно-исследовательскуюработу;
  • проведение студенческих «Дней науки», выставок научно-технического
  • творчества студентов, конкурсов на лучшее знание специальности, предметных олимпиад;
  • участие студентов института во Всероссийском, краевых конкурсах на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу;
  • участие студентов института во Всероссийских, региональных, областных,
  • городских мероприятиях: выставках, семинарах, конференциях, олимпиадах;
  • широкое оповещение студентов и сотрудников института о состоянии и достижениях НИРС;
  • поощрение студентов, активно занимающихся НИРС.
4.6.8 Работа Совета в течение года носит плановый характер. Заседания Совета проводятся раз в два месяца.
4.6.9 Повестка дня, дата и сроки проведения очередного заседания сообщаются каждому члену на заседаниях Совета не позднее, чем за неделю.
4.6.10 Решения на заседаниях Совета по научно-исследовательской работе
студентов принимаются простым большинством голосов. На основании их готовятся соответствующие приказы по институту.
4.6.11 Решения Совета по тому или иному вопросу может быть отменено
только ректором института.
4.6.12 Совет в своей деятельности подотчетен ректору института.
4.6.13 По итогам работы Совета за год делается обобщенный доклад, кото­рый выносится для обсуждения на заседания Ученого совета института.
4.6.14 При организации своей деятельности Совет по научно-исследова­тельской работе студентов осуществляет методическое руководство всеми фор­мами НИРС:
  • оказывает методическую помощь по вопросам постановки НИРС в ин­ституте;
  • анализирует и обобщает опыт работы кафедр по НИРС;
  • определяет и разрабатывает перспективные направления и формы сту­денческого творчества в институте;
  • разрабатывает и готовит к изданию положения по организации НИРС;
  • оказывает помощь в организации и пропаганде НИРС;
  • организует участие в конференциях, методических семинарах по НИРС;
  • организует сотрудничество и обмен опытом по вопросам НИРС с вузами города, России;
  • на основе межвузовских связей осуществляет решение комплексных за­дач НИРС.
4.7 Студенческое научное общество
4.7.1 Студенты, активно и систематически  ведущие научно- исследовательскую работу,   объединяются в студенческое научное общество (СНО) института.
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО - массовая обществен­ная организация, на добровольных началах объединяющая студентов, проявив­ших склонность к самостоятельной творческой научно-исследовательской дея­тельности, а также аспирантов и преподавателей. СНО объединяет все научные студенческие образования СКГИ.
4.7.2 Студенческое научное общество состоит из научных студенческих объединений при кафедрах института.
4.7.3 Членом СНО может быть каждый успевающий студент, проявляющий интерес к научно-исследовательской работе и активно работающий в одном из объединений общества.
4.7.4 Высшим органом общества является общее собрание его членов, а в перерывах между собраниями – Совет СНО, избираемый открытым голосованием на общем собрании сроком на один год.
4.7.5 Совет ССО состоит из председателя, его заместителей и членов Сове­та. Члены Совета
4.7.6 Председатель Совета СНО входит в состав Совета по НИРС института.
4.7.7 Для осуществления поставленных перед ним задач Совет НСО выпол­няет следующие функции:
  • поддерживает постоянную связь с Советом по НИРС; способствует организации научных студенческих объединений при ка­федрах;
  • организует (под руководством Совета по НИРС института) ежегодные студенческие научные конференции и обеспечивает их подготовку;
  • организует лекции на научные темы, экскурсии, встречи с учеными, ус­танавливает и поддерживает связи с СНО других вузов;
  • занимается популяризацией студенческой научно-исследовательской ра­боты через печать и средства наглядной агитации;
  • организует и проводит конкурсы на лучшую студенческую работу по различным направлениям науки;
  • изучает и распространяет положительный опыт организации научно-исследовательской работы студентов, занимается поиском новых форм организа­ции этой работы;
  • представляет ректорату наиболее активных членов СНОдля поощрения;
  • выносит вопросы, касающиеся деятельности СНО на Совет по НИРС института для обсуждения и решения.
4.7.8 Структурными единицами СНО являются научные кружки, проблем­ные и творческие группы, исследовательские группы и лаборатории.
4.7.9 Основной структурной единицей СНО является студенческий научный
кружок. Научным руководителем кружка является преподаватель кафедры.
 
4.7.10 Тематика научных исследований и план работы кружка разрабатыва­ются кафедрой в соответствии с проводимой на ней научно-исследовательской работой.
4.7.11 Член СНО обязан:
  • активно работать в одном из научных объединений общества;
  • повышать свой научный кругозор;
  • посещать заседания научных обществ научные конференции и другие мероприятия, проводимые обществом.
4.7.12 Член СНО пользуется следующими правами:
  • имеет решающий голос на всех собраниях общества;
  • избирает и может быть избран во все руководящие органы СНО;
  • докладывает о своих научных работах на научных конференциях обще­ства, представляет свои работы для публикации в сборниках кафедр;
4.7.13 Член СНО, переставший активно работать в обществе, может быть
исключен из общества решением Совета СНО руководством кружка.
4.7.14 Работа в СНО является одной из форм общественной работы студен­
та. Член СНО имеет право представить результаты научной работы в Совет СНО и Совет по НИРС.
4.8 Организация работы студенческих научных семинаров
4.8.1 Результаты научно-исследовательской работы докладываются на специальных студенческих научных семинарах.
4.8.2 Работа научного семинара организуется согласно плану, который со­ставляется на семестр научным руководителем семинара и утверждается заве­дующим кафедрой. В плане проведения научных семинаров указываются дата и место проведения заседаний, темы выступлений студентов, фамилия докладчиков и их оппонентов.
4.8.3 Работа научных семинаров должна быть построена таким образом,
чтобы каждый студент за время обучения в институте выступил не менее одного
раза с докладом.
4.8.4 Доклады студентов представляются в письменном виде и оформляют­ся согласно требованиям, предъявляемым к рукописным работам. Выступление студента может являться отчетом о выполненных исследованиях или отдельном завершенном этапе научной работы.
4.8.5  Работа семинара должна обязательно фиксироваться в специальном
журнале кафедры, в котором отмечается посещение семинара студентами и результаты их выступлений. Рекомендуется заседания научных семинаров оформ­лять протоколами.
4.8.6 Семинар ведет научный руководитель, который после обсуждения
докладов подводит итоги выступлений студентов, дает всестороннюю оценку вы­
полненных работ, отмечает их положительные стороны и недостатки.
4.8.7 На семинаре решается вопрос о представлении докладов на научные
конференции, о публикации студенческих работ и представлении их на конкурсы.
4.9 Организационно-массовые мероприятия по НИРС
  • Важную роль в активизации научного творчества студентов иг­рают организационно-массовые мероприятия:
  • ежегодные институтские студенческие научно-практические конферен­ции;
  • всероссийские, краевые, межрегиональные, отраслевые и городские научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, со­вещания;
  • выставки научного творчества молодежи;
  • конкурс на лучшую академическую группу, специальность по проведению НИРС;
  • выдвижение студентов на соискание премий на лучшие студенческие научно-исследовательские работы.
4.10 Материально-финансовое обеспечение НИРС
4.10.1 Необходимые материальные затраты (оборудование, энергия, мате­риалы и др.), связанные с проведением научно-исследовательских работ, выпол­няемых студентами института, осуществляются в установленном порядке за счет
средств, выделяемых институтом на НИР, и за счет заказчиков.
4.10.2 Выделение средств на научно-исследовательскую работу студентов и
контроль за их использованием во всех подразделениях института осуществляется
ректором института.
4.10.3 Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индиви­дуальных планах научно-педагогических работников кафедры в пределах време­ни, планируемого на учебно-методическую и научную работу. Время, необходи­мое для руководства НИРС в учебном процессе, учитывается в соответствующих видах учебной работы.
4.10.4 Финансовые взаимоотношения кафедр, научных подразделений ин­ститута с внешними организациями и внутренними подразделениями, а также их материально-техническое снабжение, связанное с НИРС, осуществляется через ректора и бухгалтерию института.
4.11 Контроль и отчетность по НИРС
4.11.1 Каждый студент, приступая к научно-исследовательской работе на
выпускающей кафедре, оформляет специальный рабочий журнал, в котором зано­сятся все результаты работы по научной теме: обзор источников и литературы, а также иных материалов материалов, результаты экспериментов, материалы обработки экспериментальных данных, выводы по ра­боте и т.д. В журнале обязательно указываются даты записей и нумерация стра­ниц.
4.11.2 Руководители НИРС должны регулярно проверять и подписывать
рабочий журнал студента, вносить в него свои замечания.
4.11.3 Рабочие журналы студентов являются основанием для подготовки
докладов на научные семинары и для составления заключительного отчета по на­учно-исследовательской работе.
4.11.4 Аттестация студентов по УНИРС, включаемой в учебный процесс,
проводится по результатам выполнения учебного плана по соответствующей дисциплине.
4.11.5 Перед последним в учебном году семестром студен должен пред­ставить заключительный отчет по научно-исследовательской работе. Целью со­ставления такого отчета является не только представление итогов работы, но и обучение студентов литературному изложению содержания НИР.
4.11.6 Отчет должен содержать:
  • титульный лист;
  • подтитульный лист;
  • оглавление;
  • задание на научно-исследовательскую работу;
  • введение;
  • краткое изложение состояния исследуемого вопроса по литературным
  • источникам с задачами исследования;
  • описание методики исследования;
  • полученные результаты экспериментов и их обработку;
  • анализ результатов исследований;
  • выводы по работе;
  • список использованной литературы.
4.11.7 Отчет должен быть кратким и сжатым. Отчет оформляется в виде
рукописного (или машинописного) текста объемом 20-40 единиц на одной сторо­не листа белой бумаги формата А4 (210x297) по ГОСТ 9327-80. Текст пишется (или печатается) через 1,5 межстрочных интервала. Поля: левое поле – не мене 20 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм.
4.11.8 Основные правила оформления текста:
  • номер разделов (глав) и подразделов (параграфов) нумеруется арабскими цифрами. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и номе­ра подраздела, разделенные точкой;
  • заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразде­лов строчными. Подчеркивать заголовки и переносить в них слова не допускается;
  • расстояние между заголовками и последующим текстом должно быть равно двум межстрочным интервалам, между заголовком и последней строкой предыдущего текста – трем межстрочным интервалам;
  • нумерация страниц в отчете должна быть сквозной. Номер страницы
  • проставляется арабскими цифрами вверху по центру;
  • иллюстрации приводятся на отдельных листах и сопровождаются подрисуночными надписями и включаются в общую нумерацию;
  • все графики необходимо приводить на миллиметровке или кальке с на­несением размерной сетки;
  • в текстовой части должны быть ссылки на таблицы, графики и использо­ванную литературу;
  • текст отчета должен быть хорошо отредактирован и аккуратно переплетен.
4.11.9 Научный руководитель проверяет и подписывает отчет и дает пись­менный отзыв – характеристику о выполненной студентом работе.
4.11.10 Отчет защищается на научном семинаре перед комиссией, состоящей из научного руководителя семинара и руководителей отдельных проблемных групп. По результатам НИР студенту выставляется зачет с дифференцированной оценкой. Отчеты по НИРС хранятся на кафедре.
4.11.11 Учет работы студенческих научных кружков ведется в специальных
журналах, которые хранятся на кафедре. Итоги работы студентов в научном
кружке учитываются при их аттестации по лабораторным, практическим и семи­нарским занятиям.
4.11.12 НИР, успешно выполненные студентами во внеурочное время и соответствующие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве
лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ).
4.11.13 По согласованию с кафедрой можно полностью или частично освободить студентов от какого-либо вида учебных занятий в связи с выполнением НИРС или разрешить им заниматься по индивидуальным планам.
4.11.14 Для студентов-отличников, успешно ведущих научную работу, мо­жет быть разрешено свободное посещение занятий или введен индивидуальный график учебных занятий.

5. ОФОРМЛЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАКОНЧЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

5.1 Студенческие научно-практические конференции
5.1.1 Студенческая научно-практическая конференция института проводит­ся не реже одного раза в год. Порядок ее работы определяется приказом ректора по институту.
5.1.2 Конференция проводится в два этапа:
  • 1-й этап:   заслушивание докладов на студенческих научных семинарах, заседаниях кружков, в студенческих научных обществах. Ответственны­ми за первый этап являются заведующие кафедрами;
  • 2-й этап: отбор лучших работ экспериментального и теоретического характера, представление их на институтских конференциях. Перечень докладов представляется в НИС за две недели перед проводимой конфе­ренцией.
5.1.3 Студенты-авторы лучших работ и их научные руководители по реше­нию оргкомитета конференции поощряются дипломами, ценными подарками, им выносится благодарность приказом по институту.
5.1.4 Работы, отмеченные наградами конференции, могут представляться на региональный или всероссийский конкурсы.
5.2 Выставки научного творчества
5.2.1 Выставки научного творчества являются демонстрацией достижений НИРС и способствуют пропаганде и популяризации достижений НИРС.
5.2.2 В институте выставка организуется, как правило, в период проведения студенческой научно-практической конференции. Студенты могут также участвовать в региональных и всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи.
5.2.3       На выставки научного творчества студентов представляют экспонаты с элементами новизны, рекомендованные к внедрению в народное хо­зяйство или учебный процесс. Экспонаты могут быть представлены в форме модели, макета, динамической схемы, стенда, фо­тоальбома, отчета.
5.3 Публикация результатов студенческих научных исследований
5.3.1 Публикация результатов студенческих научных исследований и пода­ча заявок на предполагаемые изобретения совместно со студентами являются эф­фективными методами стимулирования НИРС и повышения ее результативности.
5.3.2В сборниках научных трудов института (если таковые имеются) обеспечивается первоочередная публикация работ, выполненных с участием студен­тов, при наличии соответствующих положительных рецензий.
5.3.3  Работа кафедр по подготовке студенческих статей и подачи заявок
контролируется Советом по НИРС.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НИРС, ПООЩРЕНИЕ СТУДЕНТОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ

6.1 С целью подведения итогов НИРС, изучения и обобщения передового опыта в организации НИРС на кафедрах, активизации и дальнейшего развития научного творчества будущих специалистов в институте ежегодно проводятся:
  • конкурс на лучшую академическую группу курса;
  • смотр-конкурс на лучшую кафедру по организации НИРС.
  • Соответствующие руководящие материалы приводятся в приложениях.
6.2 Научные работы, успешно выполненные студентами и отвечающие тре­бованиям учебных программ, могут быть зачтены вместо соответствующих лабо­раторных работ, курсовых работ (проектов) и других учебных заданий.
6.3   Студенты, сочетающие активную научно-исследовательскую работу с хорошей успеваемостью, могут быть рекомендованы к установлению им индиви­дуального графика выполнения учебного плана.
6.4 Кафедры, группы, занявшие призовые места, награждаются дипломами (грамотами). Студенты, внесшие наибольший вклад в достижения НИР могут премироваться другими видами поощрений.
6.5    Руководителям кафедр, занявшим призовые места, объяв­ляется благодарность по институту. Результативность руководства НИРС учиты­вается при очередной аттестации преподавателей.
 
Приложение 1

О СМОТРЕ-КОНКУРСЕ НА ЛУЧШУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СРЕДИ КАФЕДР ИНСТИТУТА

Основная роль в организации научно-исследовательской работы студен­тов принадлежит кафедрам.
Цели смотра-конкурса:
  • введение элементов сравнения между кафедрами в организации НИРС;
  • планомерное развитие новых и существующих форм привлечения сту­дентов к научным исследованиям;
  • обеспечение массового участия студентов в НИР.
3. При подведении итогов смотра-конкурса учитываются показатели по бальной системе, предусмотренные информационной анкетой смотра-конкурса на лучшую организацию НИРС (Приложение 2). Анкеты с вопросами по организа­ции НИРС рассылаются на кафедры и после заполнения возвращаются в Совет по НИРС. Анкеты подписывают заведующие кафедрами.
4. Подведение итогов смотра-конкурса на лучшую кафедру по постановке
НИРС осуществляет оргкомитет. Результаты утверждаются ректором. Победителей смотра-конкурса (студенты, кафедры) отмеча­ются в приказе ректора, награждаются дипломами, грамотами разных уровней и премируются ценными подарками.
 
 
Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
             (наименование кафедры)
по подведению итогов смотра-конкурса кафедр института на лучшую организацию и эффективность НИРС
 
 
№ № пп
ПОКАЗАТЕЛИ
Фактичес­кие показатели по НИРС
Баллы на показатель
Итого баллов
1
2
3
4
5
 
1. Общая характеристика
 
 
 
1.1
Количество выпускников всех форм обучения
 
 
 
1.2
Количество выпускников с дипломами с отличием
 
 
 
1.3
Количество научно-педагогических работников, в том числе:
 
 
 
 
•   преподавателей
 
 
 
 
•   сотрудников
 
 
 
1.4
Количество хоздоговорных тем
 
 
 
1.5
Объем хоздоговорных работ, в тыс. руб.
 
 
 
 
2.   Характеристика научной работы студентов
 
 
 
2.1
Число студентов, ведущих НИР (в % к общему числу преподавателей и науч­ных сотрудников кафедры, в том чис­ле:
•   число студентов, участвующих в хоздоговорной тематике, %;
•   число студентов 1-3 курсов, участ­вующих в научной работе, %
 
в баллах на процент
 
2.2
Количество студентов в СНО (в % к общему числу студентов дневного обучения, проходящих через кафедру)
 
 
 
2.3
Число студентов, занимающихся НИРС (в % к общему числу студентов)
 
 
 
2.4
Количество докладов в студенческих научных семинарах
 
 
 
2.5
Количество и наименование проведенных на кафедре студенческих олимпиад, викторин, конкурсов
 
 
 
2.6
Число олимпиад, конкурсов
 
 
 
 
3. Участие преподавателей в руководстве научной работой студентов
 
 
 
3.1
Количество научно-педагогических работников, осуществляющих руководство НИРС (в % к общему числу научно-педагогических работников кафедры)
 
 
 
3.2
Количество руководителей НИРС со степенями и званиями (в % к общему числу научно-педагогических работников кафедры)
 
 
 
 
4. Результаты научной работы студентов
 
 
 
4.1
Число студенческих докладов на внутриинститутских конференциях
 
 
 
4.2
Количество студенческих докладов на межвузовских студконференциях
 
 
 
4.3
Количество докладов, представленных на всероссийские научные конференции, и работ, представленных на городские, зональные выставки и конкурсы студентами или в соавторстве, и отмеченных:
•   медалью;
•   дипломом;
•   грамотой;
•   благодарностью
 
 
 
4.4
Количество работ студентов, опубликованных в печати:
•   самостоятельно;
•   в соавторстве
 
 
 
4.5
Количество рационализаторских предложений, поданных с участием студентов
 
 
 
4.6
Количество дипломных работ (проек­тов) студентов всех форм обучения, рекомендованных ГАК к внедрению
 
 
 
4.7
Количество внедренных работ, в выполнении которых принимали участие студенты
 
 
 
4.8
Количество лабораторных установок, макетов, приборов и других учебных пособий, используемых в учебном процессе, созданных в результате НИРС (указать какие)
 
 
 
4.9
Организация выставочного кафедраль­ного стенда о деятельности СНО
 
 
 
 
 
___________________                             ____________                        ________________
(должность ответственного лица)                                                      (подпись)                                                         (И.О. Фамилия)
 
 
 
Приложение 3

 

ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ НА КАФЕДРАХ ИНСТИТУТА

1.   Общая характеристика
1.1 Общее число научно-педагогических работников на кафедре -    
из них руководителей: НИРС -     
1.2 Общее число студентов, занимающихся различными видами научных работ на
кафедре -   
2. Данные по организации НИРС
2.1 Число научных кружков -    
    семинаров - ____ _______________
из них: научно-образовательных -___
 проблемных (по научной проблеме) -
2.2    Число студентов в кружках _____
 из них: в научно-образовательных -в проблемных -
2.3 Число студентов, участвующих в выполнении:
хоздоговорных НИР -_____
Количество студентов, работающих по индивидуальным планам
3. Данные по видам выполненных работ
3.1 Число рефератов, выполненных:
по научной проблеме -       
по учебной программе -
3.2 Количество отчетов по УНИРС:
лабораторных работ исследовательского характера -          
разработанных экспертных установок, приборов и т.д. -
3.3    Количество реальных курсовых и дипломных
проектов (работ) с элементами НИР-______
3.4 Количество работ, представленных на конкурсы:
институтские -
межинститутские -
региональные -
зональные -_________
3.5 Количество работ, представленных на выставки:
институтские - _______
внеинститутские -_____
3.6      Количество докладов, представленных:
на конференции института -
на межвузовские конференции -
на семинары -_______
3.7 Количество статей в соавторстве со студентами -
3.8Число участников олимпиад:
институтских -_______
внеинститутских -____
3.9       Число поощрений:
медалей -
дипломов -
грамот -
благодарностей -
 
Заведующий кафедрой
(И.О. Фамилия)                                                                                                                                                     (подпись)