Авторизация

Логин
Пароль

Регистрация| Забыли пароль?

Трудоустройство

Все персоналии

Положение об УНИРС

 

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УЧЕБНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ГУМАНИТАРНОМ ИНСТИТУТЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Учебная научно-исследовательская работа студентов (УНИРС) в инсти­туте должна быть увязана с годовыми планами хоздоговорных исследований, а также с прикладными инициативами НИР, дополняющими и подкрепляющими направления Северо-Кавказского гуманитарного института.
1.2 Начальным звеном при составлении сквозных планов УНИРС являются кафедры с последующим формированием инсти­тутских планов в целом.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УНИРС

2.1   УНИРС является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим образованием, обладающих на­выками исследования и способных творчески применять в практической деятель­ности последние достижения научно-технического и культурного прогресса.
УНИРС, включенная в учебные планы специальностей, является обязатель­ной для всех студентов. Курс УНИРС ставит целью расширить и углубить знания студентов в области научных исследований по проблемам соответствующей спе­циальности.
2.2 Основными задачами УНИРС являются:
  • овладение студентами научных методов познания, углубленное и твор­ческое освоение учебного материала;
  • обучение методике и средствам самостоятельного решения научных задач и навыкам работы в научных коллективах;
  • ознакомление с методами организации их работы, выработка у студентов
  • способности к самостоятельной, творческой, активной деятельности, направленной на непрерывное обновление и обогащение научного багажа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УНИРС

3.1 УНИРС, включенная в учебные планы специальностей, не должна дуб­лировать научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую во внеуроч­ное время.
3.2 УНИРС предусматривает:
  • чтение лекций и проведение бесед со студентами младших курсов об их буду­щей специальности, о состоянии и перспективах развития науки и техники;
  • внедрение элементов научных исследований в лабораторный практикум, семи­нарские занятия, домашние задания, производственную практику, курсовое и дипломное проектирование;
  • изучение специального курса по основам организации и проведения научных
  • исследований с выполнением конкретного научного исследования по профилю специальности.
3.3 По характеру выполняемых исследований УНИРС подразделяется на:
  • теоретические исследования в области общественных и гуманитарных наук;
  • информационный поиск и реферирование;
  • разработка методов, алгоритмов и программ в области современных направле­ний математизации и компьютеризации;
3.4 Первая часть УНИРС – лекции и беседы о специальности, элементах на­учных исследований – проводятся в рамках реализации планов воспитательной работы вуза со студентами на младших курсах.
3.5 Общетеоретическая подготовка по УНИРС осуществляется в рамках
общеобразовательных дисциплин, в частности, в курсе «Математика», «Информатика», «Информатика и математика».
3.6 Вторая часть УНИРС предусматривает нестандартные творческие реше­ния и реализуется за счет времени, предусмотренного учебными планами на самостоятельную работу, лабораторные занятия и обязательные дисциплины, а также выполнение студентами заданий иссле­довательского характера в период производственных практик, курсовых и ди­пломных проектов (работ), научно-исследовательских работ, проводимых на ка­федре.
3.7 Третья часть УНИРС вводится в учебные планы специальностей в каче­стве учебной дисциплины с выделением времени (150-200 часов) частично в рам­ках обычной сетки часов обязательных аудиторных занятий, частично за счет времени, отводимого на внеаудиторные занятия студентов.
3.8 УНИРС может выполняться на 1-2 курсах и иметь целью ознакомление студентов с новыми методами проведения научного исследования, развитие умения использо­вать те или иные из них в зависимости от сложности решаемой проблемы и ре­альных условий практической работы.
В результате изучения курса студент должен:
  • иметь представление о науке и условиях современного общества, о структуре и функциях научных учреждений России, роли вузовской науки, а также о системе подготовки научных кадров;
  • иметь представление об организации НИР;
  • знать основные принципы накопления и обработки научной информации;
  • владеть общими методами научных исследований, включая теоретические и экспериментальные методы моделирования;
  • уметь отбирать и анализировать необходимую информацию по теме научного исследования;
  • формулировать цель и задачи исследования;
  • разрабатывать теоретические предпосылки;
  • планировать и проводить эксперименты;
  • сопоставлять результаты эксперимента с теоретическими предпосылками;
  • формулировать выводы научного исследования;
  • составить отчет, подготовить доклад, написать статью по результатам науч­ного исследования или оформить и защитить работу по выбранной теме.
3.9 УНИРС выполняется на старших курсах обучения (3-4 курсы), начиная с 5-го семестра, и включает следующих этапы:
1 этап – лекционные и лабораторно-практические занятия по организации и
методологии проведения научных исследований;
2 этап – изучение и анализ состояния разработки определенной научной
проблемы и написание реферата с постановкой задачи исследования;
3 этап – решение поставленной научной задачи путем выполнения конкрет­ного научного исследования;
4 этап – оформление и защита научной работы по теме конкретного научно­го исследования.
3.10 В качестве конкретного научного исследования УНИРС могут высту­пать работы студентов, выполняемых ими в научных кружках, студенческих на­учных обществах и т.п. Предпочтительным является такая организа­ция УНИРС, когда конкретное исследование непосредственно увязывается с курсовым проектированием по профилирующим дисциплинам и продолжается в рамках дипломного проектирования.
3.11 Оценку дипломным проектам (работам), содержащим элементы науч­ных исследований, дает Государственная аттестационная комиссия. Она выносит решение о выдвижении лучших дипломных проектов (работ) на конкурс студен­ческих работ, отмечает проекты (работу), выполненные на актуальную реальную тематику, проекты (работы), связанные с НИР, НИРС кафедры, а также рекомен­дует отдельные разработки дипломных проектов (работ) для внедрения.
3.11.1    Выполненными на актуальную (реальную) тематику могут считаться
дипломные проекты (работы), тематика которых представляет практическую или
научную ценность для промышленности или развития исследования в области
данной специальности.
3.11.2Выполненными по теме НИР кафедры могут считаться дипломные
проекты (работы), связанные с хоздоговорными, инициативными работами кафедры и договорами о содружестве.
3.11.3Выполненными по тематике НИРС кафедры могут считаться ди­пломные проекты (работы), связанные с предшествующей дипломному проекти­рованию работой студента по УИР и НИР.
 
3.12 Научное руководство УНИРС возлагается на профессоров, доцентов,
преподавателей. К этой работе могут привлекаться штатные научные сотрудники института.
3.13 Руководство УНИРС включается в учебную нагрузку преподавателей.
Техническую и организационную помощь студентам наряду с преподавателями должен оказывать учебно-вспомогательный персонал кафедры.
3.14 УНИРС должна завершиться за одну-две недели до начала очередной экзаменационной сессии. Результаты УНИРС оформляются студентами в виде рефератов, научных отчетов и защищаются перед комиссией, назначаемой заве­дующим кафедрой.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ И ОТЧЕТОВ ОБ УНИРС

4.1 Отчет об УНИРС должен быть оформлен в соответствии с требованиями
государственного стандарта.
4.2   В том случае, если подготовка реферата не предусматривает отражение состава работ по этапам, предусмотренным порядком проведения НИР, допуска­ется любой текстовый документ, отражающий результаты УНИРС и отвечающий основным требованиям оформления.
4.3  В случае, если отчеты и рефераты будут представляться для комиссии по аттестации вуза, выполнение пунктов 4.1 и 4.2 обязательно.

5. СТИМУЛИРОВАНИЕ УНИРС И НИРС

5.1 К материальному поощрению представляются студенты на основании протокола заседания конкурсной комиссии института по итогам ежегодного от­крытого конкурса на лучшую научную работу студентов в СКГИ, а также по итогам НИР преподавателей, аспирантов и студентов за прошедший учебный год по ходатайству кафедр института (при наличии выписки из протокола заседания кафедры).
5.2Премирование студентов-лауреатов открытого конкурса института осуществляется за счет средств вуза. Размеры премии предусматриваются в смете
расходов института, утверждаемой в установленном порядке.
5.3   Научные работы студентов-лауреатов открытого конкурса института
имеют преимущественное право на выдвижение для участия в конкурсах, прово­димых СКГИ, Минобразования России, РАН, УМО соответствующих специ­альностей, международными организациями и др.
5.4 Результаты научных работ студентов-лауреатов, оформленные в виде
статей, научных сообщений и докладов, могут быть опубликованы в первую оче­редь в сборнике института, а также могут быть рекомендованы к опубликованию в центральных научных или научно-популярных изданиях за счет средств института.
5.5 Студенты-авторы научных работ могут быть оставлены на работе в вузе после окончания учебы, а также имеют преимущественное право выбора темы дипломного проекта (работы) и места прохождения преддипломной практики.
5.6 Студенты, активно занимающиеся научно-исследовательской работой в
институте на протяжении ряда лет и целевым образом готовящиеся к научной ра­боте могут быть переведены на обучение по индивидуальным планам и на сво­бодное посещение лекционных занятий, а также допущены к досрочной сдаче эк­заменов и зачетов.
5.7 Студентам, занимающимся научной работой, могут быть возмещены
командировочные расходы, произведенные ими для выезда на родственные ка­федры иногородних вузов, в центральные научно-технические библиотеки, НИИ и КБ, передовые предприятия и организации отрасли для сбора материалов и оз­накомления с работами по интересуемой научной тематике.
5.8 Студенты, принимающие систематическое участие в конференциях и конкурсах любого уровня и занимающиеся НИР, при хорошей и отличной учебе, могут быть в первую очередь поощрены льготами по оплате за обучение на осно­вании представления кафедр.
Преподаватели и сотрудники – руководители УНИРС, а также учебно-вспомогательный персонал, обеспечивающие эффективные результаты НИР сту­дентов, могут быть поощрены руководством института по ходатайству заведую­щих кафедрами, проректоров.